Владислав Шипилов
CEO "Факторика"
Семь принципов, как работает эджайл в разработке электронных курсов и как избежать ошибок.
Мы сделали 19 курсов для крупной телеком-компании и эти четыре месяца работ научили нашу команду нескольким важным урокам по эджайл, которыми я сейчас поделюсь. Эти семь правил сохранят компании деньги, время и пресекут попытки создать курсы ради курсов, которые никто не будет смотреть.

Главное, что нужно понимать: курс создается для конечного пользователя. Если помнить это, то он выходит коротким, интересным, после него сотрудник меняет свои действия и понимает, чего от него хотят и что ему поможет в работе. Если правило забывается, курс создается для эйчара, получается долгий и напичканый ненужными моделями, его никто не смотрит, а если и смотрит, то тратит свое время и деньги компании. Не достаточно просто пригласить эксперта и записать его на камеру, добавив парочку тестов или запихнуть в курс все, что знают разработчики. К сожалению, большинство предварительно изученных курсов на рынке похожи именно на это.
1
Обязательно вовлекайте пользователей в разработку.
Курс принесет деньги компании, если он будет решать конкретные проблемы сотрудников, которые его будут смотреть. Для этого привлеките к разработке нескольких конечных пользователей, действительно знающих проблемы и особенности бизнес-процесса и способы их решения. Пусть это будут руководители подразделений или лучшие из сотрудников. Как правило, корпоративный тренер и эйчар знает много разных интересных подходов и моделей, но эти ребята живут в своей парадигме (не обижайтесь), поэтому важно использовать внутреннее консультирование и показывать наработки привлекаемым пользователям. Можно устраивать с ними мозговые штурмы и мастерские, результаты которых переносить в дистанционный курс. Без этого курс будет захломлен ненужными теориями кандидатов психологических наук, которые никогда ничего в жизни не продавали, но делают курс по продажам, придумывая свои скрипты.
2
Используйте гибкую разработку: agile, scrum, дизайн-мышление.
Это значит, что к разработке курса для сотрудников нужно относиться так же, как предприниматели относятся к созданию продукта для клиентов, который приносит деньги компании. Вы создаете курс не для себя, эйчара или гендира, а для сотрудника, который будет его смотреть и менять свои действия и установки к бизнес-процессу. Поэтому начните с наблюдения за пользователями, с выделения конкретных проблем и сначала сделайте минимальный работоспособный продукт, а потом тестируйте и улучшайте его, наполняя кейсами по мере их поступления. Работайте небольшими спринтами по 2-3 недели, делая частые релизы, хотя бы на ограниченную тестовую аудиторию. Это позволит быстрее узнавать об ошибках и исправлять их. Обязательно определите, кто будет владельцем продукта, который действительно знает конечного пользователя, привлеките экспертов, а не только методологов. Пара книг про Scrum от МИФ вам в помощь.
3
Постоянные улучшения.
Идеального курса не получится, потому как постоянны только изменения. Новые проблемы возникают у сотрудников ежедневно, а курс делают один раз — это не правильно. Курс должен дополняться каждый месяц новыми примерами от сотрудников, новыми скриптами и подходами. Конечно, есть базовые темы типа управления эмоциональным выгоранием, но даже его нужно делать вместе с пользователями, и даже тут есть возможность постоянно улучшать и дополнять курс. К дистанционному курсу надо отнестись как к разработке игр: постоянно выпускать дополнения, иначе будет неинтересно и неэффективно.
4
Курс должен быть логичным.
Вот тут помогает правильная методология и появляется смысл от участия эйчаров, методологов и внутренних тренеров. Они прекрасно знают, что такое проблематизация, дедактика, могут разработать игру и диалоговый тренажер. Главное при этом наличие адекватного владельца продукта, который знает меру и может пресечь лишние идеи, перенасыщающие курс и смещающие фокус с результата обучения на процесс.
5
Разрешите слушателю ошибаться.
Если в курсе будет слишком много промежуточных тестов, не вовлекающих, а оценивающих слушателей, то они будут бояться ошибок и ничему не научатся. Для оценки знаний есть итоговый тест, а промежуточные активности помогают усвоить информацию и вовлекают в курс. Вообще в обучении важно давать людям делать ошибки: пусть сотрудник совершает ошибки на курсах и тренингах, и учится в тренинговом зале или на дистанционном курсе, а не в жизни.
6
Кастомизированные элементы и конкретные рекомендации.
Вы же не просто так решили обучить сотрудника, например, управлению эмоциями: скорее всего вы заметили у него проблемы в процессе работы с клиентами или общения с сотрудниками. Тогда в курсе используйте не придуманные скрипты, а конкретные примеры аудиозаписей общения с клиентами. Лидерство? Используйте модели поведения внутренних лидеров, действующих в парадигме компании. Продажи или телемаркетинг? Разберите аудиозаписи диалогов с клиентами с корректными и некорректными моделями поведения. Не надо разыгрывать искусственные ситуации, когда есть возможность использовать живой и реальный материал, где сотрудники будут узнавать себя.
7
Сделайте приятный дизайн курса и качество съемки.
К сожалению, в этом мире нас окружает огромное количество ужасных презентаций. Многим до сих пор сложно нормально использовать power point и верстать материал так, чтобы на него было приятно смотреть и удобно читать. Ужасные иллюстрации из девяностых, клипарт, совершенно не дружелюбный интерфейс курса, консервативные шрифты и куча текста, который все равно никто не читает. Дешевое видео, записанное на веб-камеру и спикер, читающий с листа, что само уже отторгает. Мы живем в век, когда есть такие вещи, как телесуфлер, хорошие камеры, юзабилити интерфейс и шаблоны, для оформления презентаций. Не умеете? Ну наймите кого-то, кто сможет или посмотрите наш курс по дизайну =)
eLearning должен иметь связь с реальностью.
Конечно есть много чего еще, что помогает в разработке: качественный сценарий, умение создать закрепляющие упражнения, привлечение адекватного продукт-оунера, технические особенности разработки и умение использовать ПО типа Storyline и iSpring. Не говорю о том, что смысл дистанционного обучения в компании теряется, если в оффлайне не происходит закрепления и использования на практике. Очевидно вроде, но один коллега рассказал, что после курсов руководители сотрудников в его компании наказывали сотрудников за использование подходов, описанных в курсах, которые те посмотрели. По сему надеюсь, что впереди будет еще много возможностей сделать что-то действительно полезного на этом поприще.
Made on
Tilda